09:00 - 21:00

Выбор и обслуживание аккумуляторов для мотоциклов

Ресурс любого аккумулятора ограничен. Продлить его можно с помощью периодической подзарядки, но в конечном итоге батарея потребует замены.

Перед покупкой АКБ нужно разобраться, какие виды аккумуляторов для мотоциклов представлены на рынке. Важно понимать, как их правильно заряжать, обслуживать, эксплуатировать.


Разновидности

Мотоциклетные АКБ предлагаются в разных вариантах исполнения. Они различаются по конструкции, принципу действия. Но напряжение аккумуляторов для мотоциклов обычно составляет 12 В.

Основные разновидности:

  • Кислотные. Это классический вариант со средними показателями надежности. У такого мото аккумулятора срок службы составляет примерно 2-3 года. Кислотные батареи относятся к бюджетному сегменту. Их часто используют на старых мотоциклах с невысоким энергопотреблением. В отличие от автомобильных аналогов, они продаются в сухозаряженном состоянии. При этом жидкий электролит входит в комплект поставки или докупается отдельно. Кислотные батареи требуют регулярного обслуживания: следует проверять уровень электролита, пополнять его. Эксплуатироваться такая АКБ должна только в вертикальном положении.
  • AGM. Такие модели дороже, но надежнее, долговечнее. Средний срок службы от 3 до 5 лет. Внутри высокопрочного пластикового корпуса находятся стекловолоконные сепараторы, пропитанные электролитом, а также положительные и отрицательные пластины. Обслуживание такому мото аккумулятору не требуется. Электролит не вытекает, не замерзает, не выкипает, поскольку находится в твердом состоянии. Батареи отличаются высокими показателями пускового тока, устойчивостью к глубоким разрядам. Недостатком является чувствительность к скачкам напряжения.
  • Гелевые. Это необслуживаемые модели (достаточно следить за чистотой корпуса и клемм). Главная особенность — желеобразное состояние электролита. Он находится в такой консистенции благодаря добавкам кремнезема (оксида кремния). Это защищает его от испарений, замерзания, вытекания. Эксплуатационный ресурс достигает 10-12 до 10 лет. Если вы не знаете, какой аккумулятор выбрать для мотоцикла с высоким энергопотреблением, обратите внимание на гелевые модели. Их можно эксплуатировать даже в экстремальных условиях с перепадами температур от -60 до +50 градусов без ущерба для производительности. Они неуязвимы к глубоким разрядам, но чувствительны к перепадам напряжения.
  • Литий-ионные. Это сравнительно новый и самый дорогостоящий вариант. Важная особенность — сверхлегкая конструкция. Это особенно актуально для маломощных моделей мотоциклов, когда большое значение придается каждому килограмму веса. Эксплуатационный ресурс достигает 2 000 циклов заряда/разряда. Литий-ионный аккумулятор поставить на мотоцикл можно в любом положении. Отсутствие кислоты, герметичная конструкция исключают вероятность протекания. Это самый экологичный тип АКБ.

При покупке важно учитывать не только разновидность, но также размер аккумулятора мотоцикла. Он должен соответствовать габаритам штатного гнезда. Это позволит надежно зафиксировать батарею и корректно подключить клеммы.

Также принимайте во внимание рекомендации производителя мотоцикла. Желательно покупать оригинальные АКБ или продукцию от брендов, которые получили его официальное одобрение.


Выбор мото аккумулятора

При покупке АКБ необходимо обращать внимание на электротехнические и другие характеристики. К ним относятся:

  • Емкость. Она измеряется в ампер-часах, варьируется в диапазоне от 2,3 до 30 Ач. Чем мощнее двигатель и выше его объем, тем большей должна быть емкость батареи. Если она будет слишком низкой, завести мотор не получится, особенно при холодной погоде. Рекомендуется покупать АКБ с небольшим запасом емкости, но переплачивать за чрезмерно высокие характеристики не стоит.
  • Пусковой ток. Этот параметр напрямую связан с емкостью. Чем он выше, тем легче заводится двигатель. При выборе батареи можно рассмотреть пусковой ток аккумулятора мотоцикла в общей таблице с другими характеристиками. Это позволит приобрести АКБ, оптимальную по рабочим параметрам и стоимости.
  • Напряжение. Его номинальное значение в заряженном аккумуляторе мотоцикла — 12 вольт. В реальности при выключенном двигателе оно должно варьироваться в диапазоне от 12,5 до 12,9 В. Однако на маломощной мототехнике, включая некоторые модели скутеров, используются батареи с напряжением 6 вольт.
  • Корпус. Современные АКБ предлагаются в пластиковых корпусах высокой прочности. Они адаптированы к ударным нагрузкам, вибрациям, тряске. Желательно, чтобы корпус был герметичным, особенно если часто приходится ездить по грунтовым и прочим некачественным дорогам. С этой точки зрения подойдут любые батареи, кроме кислотных.
  • Клеммы. Это один из основных параметров, поскольку общего стандарта здесь не существует. Клеммы у разных производителей могут различаться. Поэтому при подборе аккумулятора для мотоцикла обращайте внимание на то, какая модель АКБ использовалась на нем ранее.

Что касается типа батареи (кислотная, гелевая или др.), то руководствуйтесь бюджетом, а также требованиями к электротехническим характеристикам и функционалу. Для старых мотоциклов с небольшим энергопотреблением можно покупать дешевые кислотные АКБ. Мощная мототехника, оснащенная современными энергоемкими потребителями (навигатором, акустикой), требует установки более высокопроизводительной батареи. В этом случае выбирайте литий-ионную, гелевую или AGM модель.

Учитывайте комплектацию. Например, жидкий электролит для сухозаряженных кислотных батарей иногда приходится покупать отдельно.

Обращайте внимание на наличие дополнительных функций. Так, жидкокристаллический дисплей проинформирует об уровне заряда, количестве дней с момента установки и других эксплуатационных факторах. А встроенная сигнализация предупредит о падении напряжения ниже допустимого минимума.


Какое обслуживание нужно аккумулятору на мотоцикле?

Это зависит от типа и конструкции батареи. Самыми требовательными к текущему сервису являются кислотные АКБ. Они работают на жидком электролите, уровень которого нужно постоянно контролировать, а при необходимости — восполнять.

Что касается гелевых, AGM, литий-ионных моделей, то они обслуживания не требуют. Нужно лишь периодически протирать корпус от пыли и грязи. Интенсивность загрязнения может зависеть от того, где в мотоцикле находится аккумулятор. Также следите за тем, чтобы клеммы не покрывались продуктами окисления.

Периодически любая мотоциклетная АКБ требует подзарядки. Это продлевает ее эксплуатационный ресурс, восстанавливает электротехнические характеристики. Технология зарядки зависит от конкретной модели. При этом нужно руководствоваться заводской инструкцией, а также использовать совместимое зарядное устройство.