AGM аккумуляторы
10.07.2019Сегодня более 70 % всех новых автомобилей, изготовленных в Европе, оснащены функцией двигателя Старт/Стоп для экономии расхода топлива и снижения выбросов CO2.
В автомобилях с данной функцией применяются две разные системы стартерных аккумуляторов: AGM (Absorbent Glass Mat) и EFB (Enhanced Flooded Battery).
В данной статье мы остановимся на особенностях конструкции, преимуществах и применения AGMаккумуляторов, которые являются «штатными» аккумуляторами для систем "старт/стоп" с максимальным потреблением энергии и восстановлением энергии торможения.
AGM аккумулятор (от Absorbent Glass Mat — абсорбирующие стеклянные маты) – это кислотный аккумулятор. Однако, у него есть ряд отличий, которые делают его более надежным и выгодным в применении. Главное из них – то, что электролит, является «структурированным». Он находится в специальных «пропитанных» матах, а не в «свободном» жидком состоянии, как у обычной батареи. По сути, - это принцип «памперса».
Давайте познакомимся ближе с устройством самой AGMбатареи.
.jpg)
Как и в обычном кислотном аккумуляторе, в AGM батарее используют шесть банок с пластинами, которые заряжены положительно и отрицательно (бывает и по 8 и 12 банок, но не для автомобильного применения). Однако тут нет жидкого электролита, как в «кислотном АКБ», он не заливается в банки. Вместо этого, между пластинами проложены специальные сепараторы, пропитанные электролитом. Таким образом, эти сепараторы исполняют роль и изолятора, и удерживающего элемента для электропроводящей жидкости. Из-за того, что они тонкие , в один отсек можно уложить большее количество положительных и отрицательных пластин. Электролит не вытекает из этих матов : он там как бы «заперт». А пластина получает большую сохранность, потому как свинцовые частички плотно удерживаются этими «матами».
Сами пластины сделаны из чистого свинца, причем как «положительные», так и «отрицательные», что позволяет таким аккумуляторам быстрее принимать заряд, а также быстрее его отдавать. То есть, работают большие токи. Стоит отметить, что пусковой ток у таких батарей, как правило, намного превышает токи обычных свинцово-кислотных АКБ.
Отсеки или банки полностью герметичны, они не имеют жидкой токопроводящей жидкости, а сепараторы (разграничители) всегда заполнены ей таким образом, чтобы выдерживать как заряды, так и разряды. Если это пояснить на пальцах, то при заряде нет пузырьков, а только повышается уровень в сепараторе (плотность растет), при разряде - нет замерзания в холодную погоду (плотность падает). Также эффект «сульфации» пластин снижен, что делает такие AGM батареи более устойчивыми к глубоким разрядам.
Итак, подведем итоги об особенностях и преимущества AGM аккумуляторов:
- Нет жидкого электролита в понимании обычных аккумуляторов: он «закрыт» в специальных матах, которые также выполняют роль диэлектрического разграничителя.
- Пластины и «маты» находятся очень близко друг от друга, что позволяет поместить больше свинцовых пластин. Это повышает емкость и токи пуска аккумулятора.
- Так как нет «жидкости», можно использовать АКБ практически в любом положении, даже, положив на бок. Единственное, что производители не рекомендуют, так это применять его «вверх ногами».
- Так как электролит «закрыт» (нет испарения), то можно применять и внутри помещения, подойдет для альтернативных источников питания, солнечных и ветровых систем.
- Из-за того, что применяется свинец высокой степени отчистки, АКБ обладает меньшим внутренним сопротивлением, что улучшает прием заряда. Так, время полной зарядки сокращено примерно в 2 – 3 раза по сравнению с обычными жидкостными аккумуляторами.
- AGMаккумуляторы выдерживают больше циклов «заряда и разряда», также более устойчивы к глубокому разряду, потому как «сепараторы» (маты) держат пластины, не давая им осыпаться.
- Пусковой ток увеличен примерно на 50 – 70% в отличие от обычных аккумуляторов. Зимний пуск становится действительно легким.
- Срок службы больше увеличен, если средний кислотная батарея служит около 3 – 4 лет, то AGM от 5 до 10 лет.
← Все статьи